Как сформировать базу СМИ?
PR-специалисты, меняя работу, часто меняют и отрасль деятельности. И значительная часть наработанных контактов с редакциями оказывается уже неактуальной: журналист, специализирующийся на новостях по недвижимости, вряд ли заинтересуется вашими исследованиями по фармакологии с нового места работы.
Отраслевая пресса
Заявление, что печатная пресса постепенно умирает, стали повсеместными. Но одна из немногих категорий, где роль слова, отпечатанного на бумаге, по-прежнему велика, — это отраслевая пресса.
В первую очередь, это относится к изданиям, посвященным b2b-рынкам. Специфика в том, что их аудитория, в отличие от большинства интернет-изданий, весьма ограничена — речь идет о тысячах, может десятках тысяч, людей по всей стране, которые внимательно следят за событиями в своей отрасли.
Сам контент в такого рода изданиях довольно труден для восприятия непрофессионалу. Как правило, в журналах публикуется информация, которую сложно найти в других источниках. Для написания материалов привлекаются настоящие специалисты отрасли или журналисты, уже много лет пишущие на данные темы и отлично разбирающиеся в специфике. Поэтому эта аудитория готова платить за такой контент и значение отраслевых журналов по-прежнему велико.
Однако зачастую такие журналы слабо представлены в Интернете. Где же определить нужные издания?
Отраслевые форумы
Сформировать пул подходящих СМИ можно с помощью нескольких инструментов.
Обратите внимание на отраслевые мероприятия: форумы, конференции, выставки. Как правило, они активно привлекают информационных спонсоров — внизу любого сайта мероприятия располагается, как говорят дизайнеры, «могила логотипов»: десятки изображений СМИ, которые мало кто замечает. Но для вас это кладезь ценной информации.
Впрочем, часто в качестве информационных партнеров многие организаторы привлекают любые издания, поэтому присутствие в данных списках еще не говорит о том, что СМИ по-настоящему значимо на рынке.
Другое дело, если издание не только фигурирует в качестве информационного партнера, но и представлено в рамках деловой программы. Например, главный редактор выступает модератором сессии. Это распространенный прием, поскольку журналист — независимое лицо, а сами спикеры представляют коммерческие компании. И если журналиста привлекли на роль такого арбитра по дискуссии о важных событиях на рынке, то, значит, его мнение важно, в том числе и для спикеров, которые согласились участвовать.
Мониторинг упоминаний конкурентов
Проведите мониторинг публикаций по необходимой вам тематике. Причем лучше опробовать несколько вариантов: мониторинг и по ключевым словам, и по персоналиям. Мониторинг по ключевым словам обычно более объемный — в него попадают и короткие новостные публикации, а вот мониторинг упоминаний конкретного эксперта или персоналии дает иную картину. Зачастую у новостного редактора нет ни времени, ни задачи узнавать детали — главное, быстрее опубликовать новость. В отличие от отраслевого журналиста, который готовит обстоятельный материал.
Как правило, в мониторинге персоналий значительную часть составляют качественные публикации, где затронутая тема упоминается не вскользь, а детально разбирается, в том числе с участием и цитатами от аналитиков и представителей компаний. Скорее всего, на вашем рынке уже есть медийный эксперт — проанализируйте, какие издания и какие конкретно журналисты обращаются к нему за комментариями.
Мониторинг конкурентов лучше выполнять с помощью специализированных систем или заказать в компаниях, которые им занимаются. Как отмечено выше, многие значимые отраслевые журналы не выкладывают все свои материалы в открытый доступ, поэтому с помощью простого мониторинга в новостном агрегаторе такие публикации невозможно найти.
Отраслевые эксперты часто выступают в эфире программ ТВ и радио — эту информацию также трудно отслеживать с помощью открытых инструментов, если только не знать заранее, в какой конкретно программе конкурент будет в ближайшее время. Одно из преимуществ центра «Смимонитор» — наличие собственной системы, в которой сохраняется транскрипция эфира новостных и общественно-политических программ на основных телеканалах.
После того как сформирован сам перечень нужных СМИ и журналистов, можно переходить к следующему этапу — коммуникации с ними и выстраиванию личных взаимоотношений. Но это уже тема для следующей статьи.